ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ)
Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Памятка о работе школьной службы медиации для учителей
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Миссия школьной службы примирения:
1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
ЦЕЛЬ:
обеспечение психолого–педагогической, медико–социальной помощью, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
ЗАДАЧИ:
1. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.
2. Реализация восстановительных программ в работе с участниками школьных конфликтов.
3. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
Образовательная программа « Медиация»
ПОЛОЖЕНИЕ о Школьной Службе Медиации
ОБРАЗЕЦ СОГЛАШЕНИЯ о проведении примирительной процедуры
Образец примирительного договора
План информационно-просветительских мероприятий службы медиации в школе
План работы службы школьной медиации
Цели:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и
конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
- помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе
принципов и технологии восстановительной медиации;
- организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки,
противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии
восстановительной медиации.
Задачи:
- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов (восстановительных медиаций, «кругов
сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров,
конфликтов и противоправных ситуаций;
- обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования
конфликтов и осознания ответственности;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии,
принципах и технологии восстановительной медиации
п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
1 |
Создание Школьной службы медиации: - изучение нормативно-правового обеспечения деятельности - определение состава (педагоги и учащиеся) - разработка Положения - планирование работы на учебный год |
Сентябрь- октябрь |
Утверждения Плана работы |
Куратор СШП Администрация школы |
2 |
Информирование участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) о задачах и работе Школьной службы медиации |
Октябрь- ноябрь |
Информированность педагогов, учащихся и родителей о службе медиации |
Куратор Медиаторы |
3 |
Создание презентации о деятельности Школьной службы медиации |
Октябрь-ноябрь |
Куратор Медиаторы |
|
4 |
Размещение информации о деятельности Школьной службы медиации на сайте школы |
В течение учебного года |
Страница на сайте |
Администратор сайта |
5 |
Сбор заявок, случаев для рассмотрения Школьной службы медиации |
В течение учебного года |
Полная информация о ситуации |
Социальный педагог |
6 |
Проведение программ примирения с предоставлением последних отчетов о проведенной восстановительной работе |
В течение учебного года по запросам |
Защита Законных интересов несовершеннолетних |
Куратор Медиаторы |
7 |
Обсуждение проведенных программ примирения |
Май |
Проведение мониторинга |
Социальный педагог |
8 |
Формирование электронной библиотеки «Восстановительные технологии и работа Школьной службы медиации» |
В течение учебного года |
Создание электронной библиотеки |
Куратор Медиаторы |
Нормативные документы по медиации
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п.62, п.64
Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г.
ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)" (Проект). Проект федерального закона № 126244-5 был перевнесен в Государственную Думу 14 ноября 2008 г. (впервые внесен 12 декабря 2006 г.) На данный момент находится на рассмотрении.
Положения законопроекта в части правил конфиденциальности, преюдициальности, возбуждения и прекращения примирительной процедуры, ее осуществления разработаны с учетом типового закона UNCITRAL "ON INTERNATIONAL COMMERCIAL CONCILIATION". Отличие заключается в изначально более широкой сфере применения медиации по российскому законопроекту.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ из Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ